Людмила   Колесова

 

СКАЗКИ ГОРОДА МАСТЕРОВ

 

Игрушки я забросила ещё в начальных классах. Ну, как с ними играть? Сколько ни укладывай и ни пеленай куклу, а она всё свои стеклянные глаза таращит. О плюшевом мишке и говорить нечего – всё, что можно, с ним давно переиграла. Ясельная это игрушка, малышовая.

И вот принялась я мастерить куклы для кукольного театра. А потом придумывала пьесы и показывала ребятам. Но тоже скоро разочаровалась. Хлопотное это дело: подготовки много, а поиграть вдоволь не получается. Каждый раз зрители нужны, а без них неинтересно. Но и с ними бывало иной раз не очень — они импровизировать не давали. Чуть начнёшь сюжет по-новому развивать – они тебя поправляют, а то и сами на твоё место рвутся.

И зародилась у меня идея такой игры — никаких зрителей не надо, играй, сколько хочешь. Заложила я первый камень города Мастеров. Ну, не в прямом смысле камень, конечно. Мой город создавался из плотной бумаги. Любовно раскрашенные и склеенные домики были в готическом стиле, вероятно, под влиянием сказок Андерсена. Ведь все мои самые любимые сказки принадлежали его перу. Поэтому сказки моего Ганса Христиана поселились в сём городе в первую очередь.

Зарождался город Мастеров с мощёной булыжником Центральной площади и разрастался по широкому подоконнику в разные стороны, до самого королевского дворца. На Изумрудный королевский дворец я не пожалела зелёной краски, золотой фольги и даже зелёных стекляшек. До самой его крыши взлетали серебряные фонтаны просторного королевского парка. Балаган-стиль моего дворца восхищал моих подруг и меня вполне устраивал, поэтому я искренне считала, что Изумрудный город со своим волшебником не шёл ни в какое сравнение.

Играла я в свой город Мастеров несколько лет, года три или, может быть, четыре. Когда под давлением родителей с первым, пропылившимся вариантом города пришлось расстаться, сделала новый, краше прежнего.

На этот раз я просто рисовала фасады на картоне. Вырезанному домику, точнее, фасаду, приклеивала сзади ножку-опору, как у настольного зеркала, и он чудесно стоял. А при желании можно было сложить и убрать в коробку. Только по-моему, этого делать не приходилось, разве что на время генеральной уборки. Потому что это была такая увлекательная и универсальная игра, на вырост. Всё интересное, что я читала, смотрела или придумывала – всё это незамедлительно оживало в моём городе. Играть можно было сколько угодно – и проигрывать уже готовые сюжеты, и импровизировать на здоровье.

В моём городе поселялись герои всех любимых сказок, книжек, фильмов и мультфильмов, из разных стран и эпох, а также персонажи собственного производства. Рисовала, вырезала, приклеивала подставочку сзади, отгибала её – и персонаж оживал. И если приблизить глаза к самому подоконнику, то город становился совсем взаправдашним, где мои герои жили своей собственной сказочной жизнью.

***

Итак, на Центральную площадь города Мастеров глядели своими весёлыми окошками пять домиков: ратуша с часами, где жил Бургомистр, лавка Булочника, кабачок «13 стульев», домик Художника и домик с палисадником цветочницы Розалинды.

Бургомистр был сердитым и важным, с жёлтой бляхой на крутом животе. Он следил за порядком в городе и всем на свете распоряжался. Увидит, на новый мост въезжает повозка с мешками муки с мельницы, и сразу сердито кричит кучеру:

— Ты куда, деревенщина, едешь! Этот мост для королевской кареты построен. А ну, езжай в объезд!

И кучер, вздыхая, поворачивает с ажурного каменного мостика назад. А Булочник, уперев свои натруженные руки в толстые бока, терпеливо ждёт его, прислонившись к дверям лавки под висячим кренделем.

В кабачок «13 стульев» захаживали все жители города Мастеров без исключения. Ещё бы! Ведь он славился своими пирожными с розочками, такими, какие продавали в булочной рядом с моей школой. Так что, несмотря на дверь в форме дубовой бочки и пивные кружки, как в сериале про капитана Тэнкиша (что из них пили, я просто не задумывалась), это была обычная кондитерская. Но как её можно было назвать? Конечно же, — кабачок «13 стульев». Ну, просто невообразимая свобода творчества!

В домике с мансардой жил мой юный Художник – настоящий романтический герой, с длинными волосами и тонкими ножками, как у кузнечика. Предметом его любви была, конечно же, Цветочница Розалинда, проживавшая по соседству. Её домик был самым нарядным – белым с коричневыми балками и красными розами в палисаднике. (Такие домики немцы обзывают двухэтажным словом «фахверковые».) Цветочница и сама была очень нарядной: в белой блузе с чёрным корсажем, широкой красной юбке, полосатых чулках и деревянных башмаках. Ещё добавим, что она была блондинкой с длинными локонами и голубыми глазами – и всё станет ясно: перед нами первая красавица города Мастеров.

Правда, если быть честной, в моём городе появлялись с завидной периодичностью и другие Первые Красавицы. Но сегодняшняя сказка – о Цветочнице Розалинде. Как и полагается, по Первой Красавице тайно вздыхали почти все мужчины города. Когда она появлялась на площади со своей изящной цветочной корзиночкой, все поворачивались к ней.

Но настоящим соперником Художника был только Трубочист. В элегантном цилиндре и чёрном мундире с золотыми пуговицами он был просто неотразим. Жил Трубочист где-то неподалёку, не помню уж, на какой улице. То ли на Тополиной, то ли на Вишнёвой (где любила летать Мэри Поппинс.). Но на работу каждое утро проходил по Центральной площади. И его начищенные пуговицы ярко сияли в утренних лучах. Завидев Розалинду, Трубочист с лёгким поклоном приподнимал цилиндр. А Цветочница посылала ему воздушный поцелуй и продолжала поливать розочки в палисаднике.

Но по вечерам Трубочист пробирался с работы домой задворками, стараясь ни с кем не повстречаться. Такой он был весь чумазый, только зубы сверкали. И всю ночь, не сомкнув глаз, чистил свой мундир. Иначе как же утром показаться на глаза прекрасной Розалинде.

И Художник, и Трубочист давно уж предложили красавице Цветочнице руку и сердце. Но Розалинда не могла сделать свой выбор. Она с благосклонностью смотрела на обоих и не в силах была отказать кому-либо из них. Художник был так талантлив, а Трубочист – так элегантен! Розалинда переводила взгляд с длинных локонов Художника на золотые пуговицы Трубочиста и не могла решиться.

В размеренную жизнь города Мастеров вносил разнообразие король Луидор. Объявил он ярмарку-смотр мастерства. Целый месяц готовились жители к этой ярмарке. И пока они заняты подготовкой, самое время рассказать о короле Луидоре и его сестре, престарелой принцессе Динаре.

Дело в том, что король Луидор никак не мог жениться. Был король неотразим. Умный, стройный и величественный, в парчовой одежде, туфлях с бантами и кудрявом парике до плеч. Всё, как полагается. Сватался он к разным принцессам, красивым и некрасивым, к умным и не очень, злым и добрым. По разным сценариям, от простенькой «Принцессы на горошине» до «Золушки». Последний сюжет был самым любимым и перепевался на разные лады. (Надо заметить, что у вполне серьёзных взрослых он тоже пользуется неизменным успехом.) Но до свадьбы дело не доходило. Тут вступала на сцену его злая, толстая и властная сестра. Она всегда находила способ, как расстроить свадьбу. И что бы я без неё делала! Ведь если бы король женился, мне бы оставалось только его детей крестить. Но это уже неинтересная сказка.

Итак, прошёл месяц. С восходом солнца глашатаи протрубили в медные трубы, и на Центральной площади зашумела ярмарка. Булочник соблазнял всех душистыми и пышными караваями. Гончар расставил горшки и кувшины. Бондарь прикатил бочки и бочонки. Портной развесил дорогие одежды для короля и принцессы, расшитые золотыми нитками. Сапожник выставил сафьяновые сапоги да лаковые туфельки на любой размер. Художник демонстрировал свою новую картину. Цветочница представила новый сорт роз. Но всех перещеголял кондитер из кабачка «13 стульев». Он соорудил огромный торт в форме королевского дворца. Все так и ахнули.

Наконец в золочёной карете приехали король с сестрицей. Бургомистр им дверцу открыл, ходит за ними свитой и товары показывает. Мастера свои товары нахваливают. Король всё рассматривает и благосклонно кудрявой головой кивает. А Фонарщик и Трубочист стоят скромно в сторонке, каждый со своей лесенкой, и нечего им показать. Не хватило Бургомистру ума королю их труд похвалить.

А принцесса, как увидала торт, так сразу на него и накинулась. Прямо лопаткой половину съела, но больше не смогла. Затем заприметила портного с нарядами, и загорелись её глаза. Схватила одно платье, другое, но только прикинет, как сразу видно, что они ей малы. У Портного на лбу аж испарина выступила. Шил-то он их специально для принцессы, но она успела за месяц ещё растолстеть. Побросала Динара платья прямо на мостовую и пошла мерить туфельки. И опять тот же конфуз. Ни одна туфелька не полезла на её толстую ногу.

Разгневалась принцесса. Но тут она заметила, что король стоит перед картиной Художника, в лорнет разглядывает и восторженно головой качает. Глянула принцесса, а на картине златокудрая красавица с голубыми глазами. Бургомистр короля под локоток взял и дальше по ярмарке тянет. А король ни в какую уходить от картины не хочет.

— А вот и сам оригинал, — говорит Бургомистр и показывает на Цветочницу Розалинду.

Как взглянул на неё король, так и лорнет уронил. А Цветочница преподнесла королю и принцессе по букету великолепных голубых роз. Удивилась Динара. Никогда таких роз она не видала. И незаметно разгладилась у неё злая морщинка на лбу. Но король-то от Розалинды не отходит, разговаривает с ней, улыбается. И снова рассердилась принцесса. Вцепилась братцу в руку и увела его с ярмарки. Король еле успел сказать, что всех больше ему на ярмарке работа Художника понравился. Расторопный Бургомистр велел принести портрет к карете. Король поставил его себе на колени и всю дорогу на него любовался. А сестрице сказал:

— Вот на этой девушке я и женюсь.

Ничего не сказала принцесса, отвернулась к окну, зло поджав губы. А про себя подумала: «Как же, женишься ты у меня на простолюдинке! И не таких отваживала».

Тем же вечером послала Динара к Цветочнице свою Старушку на побегушках. Умела эта Старушка ловко отравить кого следует, да так, что никто и не увидит, никто не догадается. Надвинув на глаза тёмный капюшон, пробиралась старуха задворками к домику Розалинды. Вдруг за углом столкнулась она с чёрным-пречёрным, страшным человеком со сверкающими зубами. С перепугу закричала она, лишилась чувств и свалилась в канаву. Чёрный же человек, а это был Трубочист, тоже испугался её крика и убежал.

Принцесса ждала, ждала, когда её старушка вернётся, да так и не дождалась. Позвала она тогда своего верного Колдуна и велела ему пойти к Цветочнице и заколдовать её как-нибудь пострашней. Расчесал Колдун свою бороду и отправился к Розалинде. А надо сказать, была его борода волшебной. Стоило ему только вырвать из неё волосок и пробормотать над ним какое-нибудь страшное желание, как оно исполнялось.

Под прикрытием ночи подошёл Колдун к домику Цветочницы. А в её палисаднике маленькая фигурка в тёмном плаще над розами копошится, из-под капюшона лица совсем не видать. Схватил её Колдун за локоть и спрашивает своим страшным голосом:

— Ты кто такая будешь, уж не Цветочница ли Розалинда?

Но это была не Цветочница, а Старушка на побегушках. После обморока пришла она в себя, выбралась из канавы, доковыляла до Розалиндиного палисадника и принялась шипы роз ядом смазывать. Испугалась она Колдуна и, не высовывая носа из-под капюшона, отвечала тоненьким голосом:

— Это я, Цветочница Розалинда и есть, отпусти меня.

Отпустил её Колдун. А сам из волшебной бороды волосину выдернул, пробормотал над ней, и улетела старушка куда-то далеко-далеко. Никто её больше никогда не видал, даже сама принцесса Динара.

В это время Художник собирался сделать Розалинде сюрприз – перекрасить за ночь штакетник в её палисаднике в голубой цвет, как и новые розы. Утром станет она цветы поливать и то-то удивится. Вышел Художник с большой малярной кистью и ведром краски и тут заметил в палисаднике страшного Колдуна с волшебной бородой.

Не раздумывая, окунул Художник кисть в ведёрко, подскочил к Колдуну и измазал краской не только бороду, но и всего старика, с ног до головы. А затем отходил его этой кистью – палка-то была крепкая и толстая. Ничего не мог поделать Колдун с Художником – борода его от краски перестала быть волшебной. Еле ноги унёс. Да говорят, до принцессы он так и не добрался. Успела его Старушка уколоть ядовитым шипом. Так и нашёл злой Колдун свою смерть на дороге.

А Розалинда, Художник и Трубочист зажили по-прежнему.

***

А как же король? Посватался ли он к Розалинде? Ну, конечно же! Но только уже в другой сказке.

Сказки города Мастеров плавно переходили одна в другую в течение нескольких лет и закончились лишь незадолго до того, как мне исполнилось тринадцать.

 

Главная
© Людмила Колесова
Hosted by uCoz